Следование моде, или “смерть KPI”

Следование моде, или “смерть KPI”

Для нашей жизни характерно увлечение модными тенденциями в области информационных технологий. Все мы помним, как еще недавно появились ERP системы, и компании активно внедряли их, затем возникли темы бюджетирования, CRM чуть  позже Balance Score Card и KPI. И начинается новый виток, популярность приобретает следующая модная технология. Например, что интересует сообщество сейчас? Это Big Data, искусственный интеллект, интернет вещей.

Инструмент виноват?

Но в какой-то момент интерес к теме падает, появляются изобличительные публикации и кейсы — типа — “попробовали — не получилось” . Значит «Инструмент плохой, инструмент виноват». И прежние технологии начинают обесцениваться.   Вот и сейчас начался новый тренд по дискредитации KPI. Об этом пишет и Герман Греф

Оказывается «Система KPI — это враг современной системы достижения результата и организации эффективного обучения», — заявляет он.

Приверженность KPI изобличается как стремление к механистичности и бесчеловечности бизнеса, желанию все измерить и отслеживать — “каждое нажатие клавиши и телефонный звонок”.

По словам Грефа, в будущем будут необходимы такие навыки как готовность к сотрудничеству, уважение, доверие и открытость. Но разве это не является очевидной истиной? И разве это противоречит возможности для организаций определения целей и показателей, анализа результатов и мотивации сотрудников с учетом их эффективности?

Как и когда нужны KPI?

Но истина, как всегда, находится посередине. Да, на определенном уровне развития компании не следует пытаться все заорганизовать, оцифровать и измерить. Это приведет к снижению роста, к отрыву от реальности и потере темпов развития компании.

Но постепенно, по мере осознания своих целей и выстраивания деловых процессов, компания становится более устойчивой, а метрики процессов — более понятными и измеримыми. И в этот момент появляется необходимость и возможность выстраивания стройной системы управления — цели — показатели — бизнес процессы и мотивация сотрудников.

Цели, показатели, процессы и мотивация

А показатели — это и есть KPI, позволяющие измерять достижение целей И для различных категорий сотрудников подходы по выбору KPI существенно отличаются.

Что делать для того, чтобы KPI помогали? Ищите свои подходы, не пытайтесь мелко контролировать сотрудников, чтобы не останавливать развитие. Ведь как только вы определяете KPI — сотрудники сразу начинают оптимизировать свою деятельность под обозначенные метрики. И вам надо постоянно проверять цепочку, как работает связка — цели — показатели — процессы и люди.

Как обеспечить полезность KPI?

Получаете ли вы ожидаемый эффект? Если нет, то снова адаптируйте систему. Ведь в жизни происходят непрерывные изменения, и ваша задача — создать систему, которая позволит это гибко настраивать

А что мы видим в большинстве организаций, которые начали внедрение KPI ? Мало компаний,  где довели решение до  системного результата.

Попробовали, увидели сложности, не создали гибкую систему, которая позволяет анализировать всю цепочку и  бросили…

«Может, что-то в консерватории подправить?»  )))

Татьяна Бронникова
bronnikova@ntbp.ru