Кто владелец бизнес-процесса?

Кто владелец бизнес-процесса?

Интересным остается вопрос, почему, несмотря на то, что все говорят об эффективности бизнес-процессов, они остаются довольно неэффективными? Почему управление бизнес-процессами (BPM) так сложно входит в практику бизнеса?  Одной из причин, на мой взгляд, является отсутствие в организациях реальных владельцев бизнес-процессов.

Занимаясь много лет внедрением ERP систем, я не припомню случая, чтобы они внедрялись для повышения эффективности. Как правило, ERP внедряются для того, чтобы контролировать и стабилизировать бизнес-процессы организации. Обычно проект внедрения ERP проходит в организации, где бизнес-процессы или не документированы совсем или  документированы, но не актуальны.  При внедрении ERP проводится построение моделей бизнес-процессов. Далее на их основе происходит настройка внедряемой системы.  О повышении эффективности при внедрении речь не идет. Конечно. при внедрении происходит оптимизация бизнес процессов, которая вызвана адаптацией к ERP. Конечно, в результате внедрения ERP наблюдается положительный эффект, который связан с несколькими факторами. В первую очередь с повышением качества данных,  улучшением  оперативного контроля.

Внедряя ERP,  мы, как правило, сталкиваемся с сопротивлением части менеджмента. Оно вызвано необходимостью внести изменения в привычные бизнес-процессы их подразделений. Сопротивление топ менеджмента является одним из основных факторов неудачных внедрений ERP. Только решительность высшего руководства позволяет довести проект до успешного завершения.

Внедрение процессного управления, то есть BPM, требует большего уровня зрелости от организации. Так например BPM CBOK говорит о том, что на предприятии должны существовать владельцы бизнес-процессов —  “Успешное проектирование, разработку, выполнение результаты и эффективность кросс-функциональных  бизнес-процессов”. Таким образом мы понимаем, что именно владельцы бизнес-процессов должны управлять изменениями бизнес-процессов. В большинстве организаций такие полномочия есть только у руководителя организации. Но ведь он не может регулярно заниматься совершенствованием бизнес-процессов. В проектах внедрения  ERP  его вмешательство позволяет разрешить конфликты связанные с изменениями бизнес-процессов. Но ERP проект сравнительно короток, а BPM подразумевает постоянную работу. Кому может делегировать руководитель полномочия на разрешение вопросов между топ менеджерами?

Хотелось бы узнать, видел ли кто-то в жизни такую мистическую фигуру  как  владелец кросс-функционального  бизнес-процесса, не являющегося руководителем организации?

Очень хотелось бы понять, кто выполняет эту роль на практике? Поделитесь, пожалуйста,  своим опытом.

Владимир Чаадаев
chaadaev@ntbp.ru