Что нас ожидает в области ERP и процессного управления?

Что нас ожидает в области ERP и процессного управления?

Современные предприятия перенасыщены управленческими информационными системами. Однако, можно ли утверждать, что они используются эффективно и в значительной мере влияют на достижение предприятием поставленных целей? К сожалению, нет. 

В большинстве случаев мы видим, что:

  • ИТ решают задачи формирования “посмертного” учета;
  • операционные бизнес-процессы, приносящие основной эффект в результат компании, автоматизированы в лучшем случае на 25%;
  • ИС не позволяют оперативно реагировать на происходящие изменения в бизнес-процессах.

Почему это происходит?

Организация извне видится, в первую очередь, как организационная структура, в которой каждое подразделение выполняет определенные функции. Часто их и имеют  в виду, когда говорят об управлении бизнес-процессами. Но то, что эти функции связаны сложной сетью бизнес-процессов, не является очевидным.

Бизнес-процессы, связывающие  подразделения внутри организации, так называемые «сквозные» или «кросс-функциональные».   Мы предлагаем использовать  термин “интегрированные” бизнес-процессы, который подчеркивает их назначение. По мнению ряда зарубежных специалистов, только около 10% компаний понимают, как у них работают  интегрированные  бизнес-процессы.

Что такое ERP?

Современные информационные системы управления выросли из копирования организационно-функциональной структуры с ее проблемами. Вершиной эволюции является линейка продуктов ERP компании SAP.  

ERP — это набор автоматизированных функций, связанных единой информационной базой, c заложенными бизнес-процессами (так называемыми “лучшими практиками”). Причем заложенные процессы так же не очевидны и, как правило, видны только в инструкциях поставщика и в разработках консультантов.

Внедряя ERP, предприятие должно выбрать тот или иной вариант исполнения бизнес-процессов, из заложенных в ERP. А все то, что  не соответствует заложенному  в  системе, требуется переделать или оставить неавтоматизированным. Как правило, при таком подходе, по ключевым интегрированным бизнес-процессам оказываются автоматизироваными около 25% задач.

Обычно сотрудники не видят для себя преимуществ во внедрении такой системы. Поэтому внедрения ERP проходят очень сложно,  в конфликтах между подразделениями, а иногда — между предприятием и консультантом по внедрению.  Можно ли констатировать, что ERP системы уже достигли своего пика, и поэтому не способны отвечать на текущие запросы бизнеса?

Можно ли констатировать, что ERP системы уже достигли своего пика и поэтому не способны отвечать на текущие запросы бизнеса?

Что в будущем?

Посмотрим на мировые тенденции, существующие в бизнесе и технологиях. Несомненно, в ближайшем будущем ключевое влияние на  развитие систем управления окажут следующие факторы:

  • Выход бизнес-процессов  за границы одной организации
  • Сокращение сроков выхода новых продуктов и технологий на рынок 
  • Смещение роли в управлении бизнес-процессами на уровень исполнителей
  • Рост популярности социальных сетей
  • IoT (Internet of Things) — концепция вычислительной сети физических предметов («вещей»), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой
  • AI (Artificial intelligence — искусственный интеллект) — наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ

Вполне вероятно. что в ближайшее время управленческие информационные ERP системы будут похожи на социальные сети. Эти сети будут насыщены искусственным интеллектом, а управление процессами перейдет на уровень исполнителей, являющихся его реальными владельцами.  Стоит так же учитывать возрастание роли роботов, обладающих искусственным интеллектом при исполнении процессов.

Что делать сейчас?

Но очевидно, что на сегодняшний день без ERP систем  не обойтись. Многие предприятия вложили уже достаточно средств в ERP и аналогичные системы.  Да и системы нового поколения пока не появились.

Основное внимание мы предлагаем обратить на повышение эффективности интегрированных бизнес-процессов. Внедрении процессного подхода в управлении.

Внедрение процессного подхода в управлении

Мы предлагаем обратить основное внимание  на повышение эффективности интегрированных бизнес-процессов.  Поэтому предприятиям остро необходимо развивать процессный подход в управлении.  Что это означает?

Успешное внедрение процессного подхода невозможно без автоматизации. Иначе потребуется содержать огромное количество учетчиков, которые должны фиксировать результаты деятельности.  В единой информационной сети  все учитывается автоматически. 

ИС процессного управления должно иметь четыре необходимых компоненты:

  • Подсистема процессного управления (BPMS);
  • Подсистема управления по показателям  (BSC-KPI);
  • Подсистема мотивации, интегрированная с BPM и BSC-KPI;
  • Систему для анализа информации — BI.

BPMS система организует и управляет исполнением бизнес-процессов. Информация о каждой операции будет доступна сразу после её совершения.  Благодаря гибкости и большим возможностям интеграции BPMS  ускоряют выполнение бизнес-процессов и одновременно обеспечивают оперативную достоверную информацию о его выполнении. Показатели процессов из BPMS оперативно обрабатываются BSC-KPI системой и сигнализируют об отклонениях. Показатели должны быть связаны с мотивацией сотрудников. В дополнение, BI система — позволяет провести анализ данных и собрать информацию.

С какого бизнес процесса лучше начать? Проанализируйте, в первую очередь, процессы продаж.   Повышение результативности, то есть результата бизнес-процесса, всегда важнее эффективности. Поэтому нужно начинать с   основного бизнес-процесса — выполнения заказа клиента. Стратегические цели предприятия  задают цели для этого интегрированного процесса.

Также следует решительно пересмотреть роль CRM-систем. Они должны играть все более значимую роль в интеграции бизнес-процессов под требования заказчика. Ведь именно в CRM-системах зарождаются интегрированные бизнес-процессы. По сути, они запускают на исполнение ключевой бизнес-процесс по выполнению заказа клиента сквозь всю компанию.  А четко отлаженный процесс продаж является основой для успешного развития бизнеса компании.

Владимир Чаадаев
chaadaev@ntbp.ru